Что такое корректура? Как правильно делать корректуру для сайта и постов в социальных сетях? Как делать корректуру печатной продукции, чтобы избежать перепечатки тиража? Рассказываем обо всех аспектах подробно.
Корректура — это окончательный этап работы с текстом. Специалист-корректор исправляет орфографические, синтаксические и лексические ошибки, проверяет правильность расстановки переносов, подписи к изображениям, таблицам, графикам, следит за правильностью использования знаков препинания и удаляет лишние пробелы. Он работает с готовым текстом, который предварительно был отшлифован редактором.
Идеальная корректура
Это такая корректура, после которой остаётся ничтожно малое количество ошибок. Советские ГОСТы регламентировали, что после одной корректуры в тексте может содержаться 5% ошибок, после второй – 2%. Часто эти проценты вызывают путаницу, поэтому поясню на примере. Предположим, текст объёмом 10 000 символов с пробелами прошёл две корректуры. После второй – объём текста, который может содержать ошибки, будет составлять 200 символов с пробелами, то есть 2% от исходного объёма текста.
Чтобы выполнить идеальную корректуру, текст нужно вычитать дважды: первый раз в текстовом файле в отрыве от графического оформления, второй раз – в свёрстанном виде, перед сдачей файла на печать или перед публикацией в интернете в виде текста на сайт, поста в соцсетях или в виде отдельного файла.
В современном цифровом английском редакционном процессе есть такое понятие, как after a deadline. Этот термин означает, что корректура текста проводится только один раз, причём уже после публикации материалов. Подход не новый – так часто до сих пор поступают информационные агентства, которым важно как можно быстрее опубликовать новость, путь даже в ущерб качеству текста. Такой подход оправдан только в том случае, если новость действительно «горящая» и задержка публикации даже на минуту может привести к потере лидерства в информационном поле. Многие компании переняли этот подход в своей работе, отправляя тексты на корректуру после публикации их на сайте или в соцсетях. Мне такой подход кажется неправильным, так как у компаний (или корпоративных изданий) редко бывают по-настоящему «горящие» новости федерального масштаба, а опасность того, то новость растащат по соцсетям с ошибками достаточно велика. После чего придётся мучительно извиняться за ошибки и опечатки.
Корректура постов в соцсетях
Сейчас очень хорошо заметен всеобщий настрой пользователей выискивать ошибки и опечатки в постах компаний и брендов в социальных сетях. Это происходит из-за желания показать собственную значимость с помощью демонстрации «врождённой грамотности». Соответственно, необходимо всегда делать корректуру таких текстов. При этом лучше выполнять именно две корректуры – одну в текстовом формате, вторую – в свёрстанном варианте, например, в Figma. Такой подход обезопасит компанию от наплыва граммар-наци и хейтеров и позволит читателям сфокусировать своё внимание на содержании поста, а не на ошибках, пропущенных маркетологом. Усложняется всё ещё и тем, что посты после публикации часто недоступны для редактирования спустя некоторое время, а значит – придётся удалять пост с ошибкой, потеряв при этом комментарии и лайки, что часто чревато падением охватов и другими маркетинговыми и репутационными проблемами.
Корректура текстов для печати
При подготовке текстов для печати нужно максимально жёстко «держать корректуру». Ошибка в печатном тексте всегда приводит к дополнительным затратам, так как нет другого варианта, как отозвать и пустить под нож весь тираж, затем провести повторную корректуру текста и напечатать тираж ещё раз. Чтобы избежать подобной ситуации, нужно следовать следующим правилам:
1
организовать процесс написания материала с момента постановки задачи (брифинга) авторов до момента подписи макета к печати;
2
выделить достаточное время на первую корректуру в текстовом редакторе. Это может быть документ в Word, в Google Docs или Notion;
3
дать автору возможность внести правку и при необходимости обсудить её с редактором и корректором;
4
сверстать материал в конечную форму, в которой он будет представлен читателям. Это может быть полоса корпоративного издания, файл с коммерческой или рекламной информацией, каталог продукции;
5
прислать свёрстанный файл на вторую корректуру;
6
внести корректорскую правку, подготовить файл к печати – сделать спуск полос в InDesign;
7
если материал важен для компании и бренда, носит репутационный характер, например, годовой отчёт, то прислать его на финальную вычитку-сверку корректору;
8
внести исправления, если они есть, и только после этого отправить файл на печать в типографию.
После завершения работы над материалом хорошо будет провести с автором и редактором обсуждение по найденным ошибкам. По итогам такой беседы корректор может подготовить справочный лист или провести мини-обучение по допущенным ошибкам. Это значительно повышает грамотность авторов и помогает им писать смелее, не боясь использовать сложные обороты и конструкции, которых они боялись из-за незнания.
Человеческий фактор в корректуре
Сколько не было бы выполнено правок, в тексте могут остаться ошибки. Корректор – человек, все люди ошибаются. Из-за ничтожно малой стоимости услуг корректора по сравнению со стоимостью печати корректор не имеет возможности компенсировать финансовые потери при перепечатке тиража. Застраховать результаты своей работы корректор также не может из-за особенностей условий страхования услуг: страховые компании опасаются, что между корректором и заказчиком может возникнуть сговор с целью получения страховой суммы; всё это мы прошли на собственном опыте. При этом заказчик может быть всегда на сто процентов уверен, что в тексте, который прошёл через корректора, содержится в разы меньше ошибок, чем было в исходном тексте. А при правильно организованном процессе создания текстов, при проведении двух корректур и финальной вычитки-сверки количество ошибок в тексте стремится к нулю, то есть вероятность ошибки минимальна.
Корректура – это обязательный этап работы над текстом, который позволяет избежать ошибок. Задача корректуры состоит в том, чтобы читатели сконцентрировали своё внимание на содержании, а не отвлекались на ошибки и опечатки.
Корректура способствует пассивному обучению читателей, прививая им правила современного русского языка через публикуемые тексты. Кроме того, позволяет охранять репутацию компании и бренда от нападок на неграмотность и неуважение к русскому языку.
Расскажу, как делали корректуру для СМИ. Мне есть на что опираться — моя grand-mère возглавляла корректорскую службу в газете «Известия» в течение 30 лет и покинула эту должность вместе с уходом последнего мэтра газеты И.Н. Голембиовского в 1997 году.
150 рублей
Стоимость корректорской правки рассчитывается на основе количества символов с пробелами за тысячу знаков. Отправьте запрос – пришлем калькуляцию.
Отправить запрос
Копировать тексты запрещено. Тексты на настоящем сайте WWW.KOPPEKTOP.RU являются интеллектуальной собственностью владельца сайта. Если вы или ваш сайт скопируете частично или полностью текст с данного сайта, то с вами свяжется юридическая компания, защищающая интеллектуальные права сайта WWW.KOPPEKTOP.RU. Штрафы – от 10 тысяч до 10 млн рублей (ущерб оценивает суд). Кроме того, действует программа быстрой досудебной блокировки сайта.